![](/upload/blog/avatar/264211d02be4025c10d821778009d3d9/bd8981893c4a29e6a268753ce67325cd.jpeg)
[spoiler]
Железо
Системные требования к железу у Asterisk минимальные. В принципе, под нашу задачу подойдет любая современная платформа. В качестве такой системы я выбрал Intel NUC DCCP847DYE с процессором Celeron и памятью 2 gb. Внутренний SSD диск не брал.
![75269a14cebebb02e018af351a4e2a3a.png](/upload/resize_cache/main/752/800_800_1/75269a14cebebb02e018af351a4e2a3a.png)
За телефонами я обратился к аукциону Ebay, используя запрос «lot linksys spa» получаем такие предложения:
![dd4c297bbbe47ad9bc90dc86d824c6c4.png](/upload/resize_cache/main/dd4/800_800_1/dd4c297bbbe47ad9bc90dc86d824c6c4.png)
Используя снайпера для ebay, мейлфорвардера и посылки с одеждой, я в общей сложности привез в офис за несколько месяцев порядка 15 телефонов Lynksys, Cisco, Yealink(Cortelco). В среднем 1 телефон обошелся в 2300 руб. Я старался брать старшие модели с двумя ethernet портами, подсветкой экрана и POE. Ну и для Sales менеджеров и специалистов техподдержки взял на том же Ebay 6 гарнитур Plantronics MX500i
![29370450b7bbf77f39eb5fe93651ff59.png](/upload/main/293/29370450b7bbf77f39eb5fe93651ff59.png)
Достаточно удобная штука и приемлемое для наших требований качество связи. Даже вебинары через нее проводим
![С улыбкой :)](/upload/main/smiles/7/icon_smile.gif)
Софт
На момент организации IP телефонии я мало чего знал про Asterisk и в Linux практически не шарил, потому выбрал готовый дистрибутив «Asterisk на флешке» — Askozia
Многоканальный номер
В качестве основного поставщика IP траффика выбрали, используемого ранее на протяжении нескольких лет, провайдера Манго Телеком.Для исходящих добавилиМультифон, Zadarma, PCTEL. У каждого из них есть свои плюсы при звонках на определенных направлениях.
Установка и настройка
Телефоны просто поставили между компьютерами и локальной сетью, гарнитуры воткнули в телефоны, хотя к ним шли USB звуковые, которые пригодились для проведения вебинаров через компьютер позже
![С улыбкой :)](/upload/main/smiles/7/icon_smile.gif)
Про настройку IP АТС попробую рассказать подробно, используя установку с нуля, чтобы не пропустить ничего важного. Для этого начну все с самого начала на демо системе и постепенно доведу ее настройки до состояния нашей рабочей станции.
Образ IP АТС за пару минут залил на флешку по инструкции и воткнул в Intel NUC, в биосе которого выбрал загрузку с USB. В сети есть DHCP сервер, потому Askozia сразу получила адрес, который я заменил на статический.
![9fffb39f0cb905417ac0c1d229c5a4d1.png](/upload/resize_cache/main/9ff/800_800_1/9fffb39f0cb905417ac0c1d229c5a4d1.png)
Собственно на этом работа в консоли завершена, и можно переходить в веб интерфейс по ip адресу отображенному в консоли.
![36edb87d060f0d7bb2dad1fe057ce5e0.png](/upload/resize_cache/main/36e/800_800_1/36edb87d060f0d7bb2dad1fe057ce5e0.png)
При первом входе авторизуемся, используя учетные данные по умолчаниюadmin/askozia, переходим на вкладку лицензии и вбиваем полученные при покупке ключи.
![0a6194dc16a0e7c58204b29dee0dd657.png](/upload/resize_cache/main/0a6/800_800_1/0a6194dc16a0e7c58204b29dee0dd657.png)
У меня 2 ключа, т.к. мы используем расширенную версию Askozia с редактором маршрутов. Вводим их последовательно, сохраняя каждый ключ.В общих настройках меняем пароль, устанавливаем русский язык.
![214e95df3c66ec79b6f7cdbde3d94a31.png](/upload/main/214/214e95df3c66ec79b6f7cdbde3d94a31.png)
![516c6a1f9fa5113b96b84166a64f076a.png](/upload/main/516/516c6a1f9fa5113b96b84166a64f076a.png)
Далее в настройках подключаем внешний диск для хранения логов, голосовой почты и истории разговоров.
![699714718169c677acd61898f2d30e77.png](/upload/resize_cache/main/699/800_800_1/699714718169c677acd61898f2d30e77.png)
Диск форматируется в FAT, и его легко можно подключить к любой Windows машине, чтобы скинуть записи разговоров.
![f2b270906773eeeee765c6b90dcbeaea.png](/upload/main/f2b/f2b270906773eeeee765c6b90dcbeaea.png)
Настройка IP телефонов и SIP учеток
Далее переходим к настройке IP телефонов. В Askozia есть механизм автоматического поиска и настройки IP телефонов, есть TFTP сервер для прошивок и конфигурационных файлов. Телефоны перед автонастройкой необходимо сбросить до заводских настроек, после чего они будут доступны в интерфейсе Askozia. Можно конечно все настроить вручную, для этого придется в каждом телефоне через веб-интерфейс прописывать хост, логин и пароль.
![8c12ededc6c4049b129107c7730ef123.png](/upload/resize_cache/main/8c1/800_800_1/8c12ededc6c4049b129107c7730ef123.png)
И тоже самое на телефоне
![58a66e4c1baffea5a35cd6e36b999c4c.png](/upload/resize_cache/main/58a/800_800_1/58a66e4c1baffea5a35cd6e36b999c4c.png)
Добавляем для каждого сотрудника учетку
![d003fba4bd5eca7b097edf5e2b81db8b.png](/upload/resize_cache/main/d00/800_800_1/d003fba4bd5eca7b097edf5e2b81db8b.png)
Настройка провайдера
Далее переходим к настройке провайдера, для чего в личном кабинете идем в пункт меню Настройка-Сотрудники и добавляем сотрудника Askozia, для которого в настройках добавляем новый SIP номер.
![847ed826d74a272b4093c45eaea1324a.png](/upload/main/847/847ed826d74a272b4093c45eaea1324a.png)
В итоге мы имеем следующие данные:
- Логин: AskoziaUser123456789
- Пароль: 6Ir2034+9098789987
- Хост: mikru.mangosip.ru
- Номер телефона: +7(495)202-02-02
![cd9af246306b4ad7313b6a3c2046b2a8.png](/upload/main/cd9/cd9af246306b4ad7313b6a3c2046b2a8.png)
Настроим шаблон для исходящих звонков, по сути, нам нужны только 2 страны.
![a78dccb0a69e1ebcba9ce835954fa335.png](/upload/main/a78/a78dccb0a69e1ebcba9ce835954fa335.png)
В кодеках разрешаем только alaw.
![ab8a39bc3775c0a5ab1de20a80c2dd2f.png](/upload/main/ab8/ab8a39bc3775c0a5ab1de20a80c2dd2f.png)
И настраиваем дополнительные параметры транка следующим образом. Эти параметры дает Манго в своей документации для подключения к Asterisk.
![7083b7e4d80f48d9abc47f91729ae4ba.png](/upload/main/708/7083b7e4d80f48d9abc47f91729ae4ba.png)
После этого можно проверить работу исходящих звонков, набрав номер c любого внутреннего телефона номер в формате 7(ХХХ)ХХХ-ХХ-ХХ
Для того чтобы заработали входящие звонки, необходимо их разрешить в свойствах транка. Например, мы хотим, чтобы все входящие звонки приходили на внутренний номер 0000002.
![c24fc9e74dd94e3cb4db57bd2f3b0a83.png](/upload/main/c24/c24fc9e74dd94e3cb4db57bd2f3b0a83.png)
А в личном кабинете Манго Офис настраиваем переадресацию всех звонков на нашего пользователя Askozia.
![92e2fb35056b255adfdea68876098875.png](/upload/resize_cache/main/92e/800_800_1/92e2fb35056b255adfdea68876098875.png)
В качестве входящего 000002 используем маршрут вызова в виде голосового меню (Вы позвонили в компанию МИКО, для связи с отделом продаж нажмите 1… и т.д.) Как делать голосовые меню, я описал в прошлом посте.Запись разговоровВ Askozia по умолчанию есть только запись разговоров по требованию, во время звонка нажимаем *1 и запись начинается, а по окончании разговора она отправляется на email. Но не зря же мы достали из шкафа большой внешний винт и подключили его к Askozia.Решим задачу по тотальной записи всех внешних разговоров. Добавим в настройки провайдера команды диалплана.
Код для вставки Входящий разговор
Set(RecFile=${STRFTIME(${EPOCH},,%Y-%m/%d)}/in_${CDR(src)}_${STRFTIME(${EPOCH},,%Y-%m-%d-%H-%M-%S)}) Set(CDR(userfield)=${RecFile}.gsm) Monitor(gsm,${RecFile},bm) |
Код для вставки Исходящий разговор
Set(RecFile=${STRFTIME(${EPOCH},,%Y-%m/%d)}/out_${CDR(dst)}_${STRFTIME(${EPOCH},,%Y-%m-%d-%H-%M-%S)}) Set(CDR(userfield)=${RecFile}.gsm) Monitor(gsm,${RecFile},bm) |
![50323d9ca7e409e82580538b0826db0e.png](/upload/main/503/50323d9ca7e409e82580538b0826db0e.png)
В итоге мы получим структурированную по папочкам запись всех внешних разговоров, где в имени файла будет дата время, направление и вызываемый(щий) номер абонента.
Настройка мобильных
Для построения маршрутов вызовов, голосовых меню и отделов необходимо внутри АТС иметь номера мобильных телефонов сотрудников. Для этого создаем их в секции внешние учетки, прописываем номер и выбираем провайдера, через которого пойдет звонок.
![25093670c85d2b3f192e8c53021a4954.png](/upload/resize_cache/main/250/800_800_1/25093670c85d2b3f192e8c53021a4954.png)
Также можно сделать внешний номер используя SIP URI, например, для объединения нескольких офисов и присвоить коллегам из других офисов короткие номера.
![b5c760405a13507db1f2a534d65d0487.png](/upload/main/b5c/b5c760405a13507db1f2a534d65d0487.png)
Факсы
Настроим ящик для приема факсимильных сообщений.
![bddc903f66ede8bdd85a4c49fbe5b16e.png](/upload/resize_cache/main/bdd/800_800_1/bddc903f66ede8bdd85a4c49fbe5b16e.png)
Все входящие факсы будут поступать на общий ящик электронной почты.
Итоги
Раньше мы пользовались облачной IP АТC от Манго Офис, это удобно и надежно, но жестко привязывает к тарифу и траффику через одного провайдера, резко сокращает возможности по расширению функционала.
- Платформа Intel NUC DCCP847DYE — 6500 руб.
- Плашка памяти 2 gb — 850 руб.
- Флешка на 2 gb для системы — 300 руб.
- Внешний USB винт для записей разговоров валялся в шкафу.
- 15 шт IP телефонов (Lynksys, Cisco, Yealink) — 34 500 рублей.
- 6 шт Plantronics MX500i — 3500 рублей.
- Askozia PBX с редактором маршрутов вызовов — 9190 рублей.
- Прямой московский номер в Манго — 2500 рублей подключение и 250 руб. абонентка.
Сэкономить значительную сумму можно на IP телефонах, что мы и пытались сделать изначально используя софтфоны, неудобно!Сейчас в компании единый многоканальный номер, у каждого сотрудника на столе удобный IP телефон и гарнитура. Мы добавили функцию интеграции с 1С:CRM, подключили звонок с сайта, двусторонний Skype транк. Расходы на связь оптимизируются выбором исходящего провайдера, согласно шаблону номера. Для удаленных работников через VPN организуем полноценные рабочие места.
Полезные ссылки:
- Более подробно про Askozia можно почитать по ссылке
- Провайдер Манго Телеком
- Цены на Intel NUC DCCP847DYE
- Про интеграцию Asterisk и 1C:CRM на хабре